«БИБЛЕЙСКИЕ ОТКРЫТКИ» протоиерея Владимира Жохова

Меню

Главная
Детская страничка
Библиотека

Фотоальбом

Православная поэзия
История г.Мурманска (фотографии, тексты)
Мастерская (Пасхальные яйца, кресты)

Новости из прессы

•Из епархиальной газеты

Творчество мурманчан

Спасо-Преображенский Кафедральный собор

Церковь об ИНН и печати антихриста

Гостевая книга
Обо мне
Полезные ссылки
Последние обновления
Просят о помощи
Православные знакомства православных мурманчан (и не только)
Паломническая служба
Форум
Приватный чат
Православная баннерная сеть - Богохранимая Отчизна (120х240, 240х60)
Подписаться на рассылку сайта <Романов-на-Мурмане/font>>
Введите E-mail:
Счетчики
Каталог Православное Христианство.Ру
Коллекция.ру
PRAVOSLAVIE.INFO -
РЕЙТИНГ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ
ВЕРНОСТЬ РОССИИ
Маранафа:
Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое
Иван Сусанин - новый каталог Интернет ресурсов
Портал Murmanland.ru: Мурманский интернет-портал -Мурманская поисковая система, знакомства, каталог Мурманских сайтов, Рейтинг Мурманских сайтов, Интернет-магазин, погода, курсы валют и многое другое!
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

архив 2003 года свежие номера

“БИБЛЕЙСКИЕ ОТКРЫТКИ”

ПРОТОИЕРЕЯ ВЛАДИМИРА ЖОХОВА

В этом номере мы решили познакомить наших читателей с выдержками из рукописи “Библейские открытки” митрофорного протоиерея Владимира Платоновича Жохова (1917-1988), первого настоятеля Свято-Никольского храма в Мурманске. Надеемся, что размышления отца Владимира о Страдавшем и Воскресшем Господе будут интересны и духовенству, и мирянам и помогут глубже понять страницы Священного Писания.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 мая 1969 года. Понедельник.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Глава 21, ст. 1-46.

“..Дом Мой домом молитвы наречется;

а вы сделали его вертепом разбойников”.

(Ст. 13, Исаии 56, 7, Иереем. 7, 11.)

Христос, грядущий в Иерусалим на вольные страдания и позорную смерть, встречаемый восторженными толпами народа, скорбит об их духовном ослеплении, ибо Он явился в мир для их спасения, а не для прославления Своего.

Первым Его делом в Иерусалиме было посещение храма. В священном негодовании Он изгнал оттуда осквернителей святыни, опрокинув их столы и скамьи (12). Это событие служит символом проникновения Его в храм человеческой души, превращенный нашей беспечностью в “вертеп разбойников”. Пусть же Христос перевернет там, без сопротивления, весь ненужный хлам, предназначенный к немедленному выбросу и уничтожению. Пора, наконец, одуматься, чтобы не постигла нас печальная участь навеки засохшей смоковницы (19), чтобы не оскорбить нам Духа Святого действиями, противоположными нашим благим желаниями и обещаниями (28-30), чтобы не сделаться нам невольными соучастниками злых виноградарей, убивших наследника и погубивших себя своим неразумением (ст. 33-41).

Рядовые чтения: Деян. 10, 1-16, Иоанн. 6, 56-59. Совершал Литургию. Всенощное бдение совершалось архиерейским служением.

19 июня 1969 года. Четверг.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ. Глава 22, ст. 1-71.

“...Иуда! Целованием ли предаешь

Сына Человеческого?”

(Ст. 48.)

Нет на свете человека несчастнее того, кто отдает сердце свое в жилище злому духу. “ВОШЕЛ ЖЕ САТАНА В ИУДУ...” (ст. 3). Для подобных людей любовь и святость - пустой звук. Их кумир - корысть и сребролюбие (Ин. 12, 6). За ничтожную плату, за минутные порочные удовольствия они бывают готовы на самые ужасные и гнусные преступления. Иуда актом любви и выражением дружбы - поцелуем - совершил черное предательство. Измена правде Божией, вероломство и предательство приводят таких людей к полной потере совести, к нераскаянности, к отчаянию и к погибели (Мф. 27, 3-5).

“...СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ИДЕТ ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ, НО ГОРЕ ТОМУ ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫМ ОН ПРЕДАЕТСЯ” (ст. 22). “...ТАК НАПИСАНО, И ТАК НАДЛЕЖАЛО ПОСТРАДАТЬ ХРИСТУ, И ВОСКРЕСНУТЬ ИХ МЕРТВЫХ...” (гл. 24, 46), и так же восторжествуют в вечности все невинные страдальцы, но страшное горе, позор и проклятие навлекают на себя нарушители верности священному долгу, по внушению завладевшего душою сатаны.

“...КОРЕНЬ ВСЕХ ЗОЛ ЕСТЬ СРЕБРОЛЮБИЕ, КОТОРОМУ ПРЕДАВШИСЬ НЕКОТОРЫЕ УКЛОНИЛИСЬ ОТ ВЕРЫ И САМИ СЕБЯ ПОДВЕРГЛИ МНОГИМ СКОРБЯМ” (1 Тим. 6, 10).

Рядовые чтения: Рим. 8, 22-27, Мф. 10, 23-31. Пятый день отпуска, помолились в Свято-Никольском храме. Гостили у настоятеля и у моих бывших прихожан. Ночевали в гостинице “Моряк”, которую здесь называют “Дворянским гнездом”. 10 мая 1969 года. Суббота.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Глава 26, СТ. 1-79.

“...И положили в совете взять Иисуса Христа и убить”.

(Ст.4.)

Среди мрачных событий предательства, отречения и тягчайших переживаний, изложенных в этой главе, неожиданно сверкнул, словно драгоценный алмаз на черном фоне, предложенный Христом для своих последователей необыкновенный дар, это -установление светоносного и спасительного Таинства Святого Причащения на последней, Тайной Вечери в кругу ближайших учеников (ст. 26-28). |

С того времени в алтарях Христианских Церквей всего мира, когда в чинопоследованиях Божественной Литургии проносится пред молящимися земная жизнь Спасителя, каждый раз происходит незримое чудо пресуществление хлеба и вина в Животворящую Кровь и Тело Христовы (см. 1 Кор. 10, 16). В этот священный момент, как утверждают великие и просвещенные умы, на неуловимое мгновение замирает решительно все в природе, пораженное чудодейственной силой совершающегося в храмах святейшего Таинства.

“Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тело и Крови Господней” (1 Кор. 11, 27).

Рядовые чтения: Деян. 12, 1-11, Иоанн. 8, 31-42. Совершал Божественную Литургию утром и всенощное бдение вечером, в присутствии правящего епископа.

20 июня 1969 года. Пятница

ЕВАНГЕЛИК ОТ ЛУКИ. Глава 23, ст. 1-56.

“...Не плачьте обо Мне, но плачьте

о себе и о детях ваших”.

(Ст. 28.)

Господь наш Иисус Христос есть воплощение истины Божественной и Спаситель мира. Лукавые уловки врагов и попытки обвинения Его всегда терпели полное поражение. Только наглая ложь могла иметь влияние на возбужденную именитыми клеветниками синедриона толпу, и Пилат был вынужден передать Христа "в их волю" (ст. 1-25).

Вид невинного страдальца, на пути к месту казни, вызывает невольное сострадание (ст.26-27). Но Христос и в уничижении своем беспредельно славен и велик. Ему не нужны наши эмоциональные переживания. Он велит обратить внимание на самих себя (ст. 28-31), остающихся в мире среди развращенного рода, под господством беспощадного злого “ДУХА, ДЕЙСТВУЮЩЕГО НЫНЕ В СЫНАХ ПРОТИВЛЕНИЯ” (Ефес. 2, 2).

Спасение души от предлежащей опасности заключается только в благодатной вере в Бога и в решительном последовании за Христом, с любовью даже к жалким в своем безумии врагам (ст. 34).

“КТО ИЗ ВАС ОБЛИЧИТ МЕНЯ В НЕПРАВДЕ? ЕСЛИ ЖЕ Я ГОВОРЮ ИСТИНУ, ПОЧЕМУ ВЫ НЕ ВЕРИТЕ МНЕ?” (Ин. 8, 46).

Рядовые чтения: Рим. 9, 6-19, Мф. 10, 32-36. 11, 1. Шестой день отпуска. Пригожий солнечный день. Гостили мы у Меденцевой Феодосии Михайловны (певчая в церковном хоре).

10 июля 1969 года. Четверг.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. Глава 19, ст. 1-42.

“Там распяли Его и с Ним двух других,

по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса”.

(Ст.18)

В настоящей главе излагается самая черная страница человеческой истории, когда Господь Иисус Христос претерпел от людей жесточайшее издевательство и позорную смерть на кресте. Мы невольно проникаемся сочувствием к Божественному Страдальцу, но если в то же время продолжаем беззаконничать, то на деле уподобляемся тем римским воинам, которые “...ГОВОРИЛИ: РАДУЙСЯ ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ И БИЛИ ЕГО ПО ЛАНИТАМ” (ст. 3).

У креста находились три группы людей распинатели, зрители и родные Христу (ст. 23-27). К какой же категории мы принадлежим?

Жалкие убийцы не понимали страшного безумия своих действий (сравни Лк. 23, 34), а христианам совсем непростительно отворачиваться от Христа и оскорблять Его своим недостойным поведением, потому что без Него мы, воистину, будем “мертвые души” или “живые трупы”, повинные в пренебрежении спасением.

“Посему сказано: стань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос” (Ефес. 5, 14).

Рядовые чтения: 1 Кор. 3, 18-23, Мф. 13, 36-43. Двадцать шестой день отпуска. Весь день наносили визиты друзьям.

11 мая 1969 года. Воскресение (Неделя о самаряныне).

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Глава 27, ст. 1-66.

“Боже мой, Боже мой!

Для чего Ты Меня оставил?”

(Ст. 46.)

Из уст распятого Христа вырвался вопль безмерного страдания. Претерпев беззаконный суд, издевательства и побои, Христос умирает самой позорной и мучительной смертью, пригвожденный ко кресту посреди двух разбойников, как злодей. Необходимо побыть наедине с Крестом Христовым, освободиться от рассеянности мыслей, отрешиться от мирских впечатлений и сосредоточить благоговейное внимание на распятии Спасителя.

Безмолвная крестная проповедь красноречивее слов преподает наставление о самоотверженной любви, беспредельном незлобии, смирении и терпении, Здесь же, у подножия Креста Христова, надлежит положить начало покаянию и принять твердое решение не возвращаться на путь неправды, чтобы не уподобляться в беззакониях распинателям Христовым. “Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душам вашим” (Евр. 12, 3).

Рядовые чтения: Деян. 11, 19-26, 29-30, Иоанн. 4, 5-42. Совершал позднюю Литургию в сослужении двух священников и соборного протодиакона. Вечером принимал участие в чтении акафиста Воскресению Христову.

12 мая 1969 года. Понедельник.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Глава 28, ст. 1-20.

“...Он воскрес из мертвых...”

(Ст. 7.)

Христос воскрес! И торжествующая душа, устремляясь к этому воистину всерадостному священному событию, переполняется неземным ликованием!

В кратком повествовании о Воскресении Христовом ощущается избыток такого неизреченного и волнующего, не поддающегося описанию восторга, который не может найти полноты святых и светлых чувств! (ст. 1-10).

В стане врагов Христовых эта громоподобна весть вызвала панику и замешательство. Делались тщетные попытки приглушить ее подкупом, ложью клеветой, но безуспешно сила бессильная силилась осилить силу всесильную! (ст. 11-15).

По властному повелению Воскресшего Спасителя образовалась вселенская Церковь. Его могучее, животворящее Слово пронеслось через века и достигло до нас. Мы осчастливлены исполнением Его заветного обетования, ибо Он Сам, как Воплощенное Слово, пребывает в Церкви, Живой и Действующий, в ИСПОЛНИТЕЛЯХ Слова, во все дни до скончания века! (ст. 16-20).

“Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его” (Лк. 11, 28).

Рядовые чтения: Деян 12, 12-17, Иоанн. 8, 42 51. Первый день выходной недели. Дома составил проект украшения алтаря.

21 июня 1969 года. Суббота.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ. Глава 24, ст. 1-53.

 

“...Не горело ли в нас сердце наше,

когда Он говорил нам на дороге

и когда изъяснял нам писание?”

(Ст. 32.)

В явлении воскресшего Спасителя ДВУМ путникам на дороге в Эммаус, одним из которых, вероятно, был сам евангелист Лука, раскрывается чрезвычайно важный факт наших собственных встреч со Христом, когда Он бывает рядом с нами живым и действующим, хотя, может быть, пока и “не узнаваемым” (16).

Христос обещал всегда пребывать с нами (Мф. 28, 20), но ощутительное и реальное общение с Ним возможно только в Церкви, иначе говоря, в обществе верующих, состоящем хотя бы из двух-трех человек (Мф. 18, 20).

Если мы будем постоянно разговаривать и рассуждать друг с другом о жизни и учении Христа (ст. 14-15), уделять Ему сугубое внимание (ст. 29), то непременно удостоимся Его духовного присутствия и безошибочно узнаем Его “В ПРЕЛОМЛЕНИИ ХЛЕБА” (ст. 30-31), то есть в бессмертной трапезе, предлагаемой нам Христом, в питании души “ХЛЕБОМ ЖИЗНИ” (Ин. 6, 51).

“ИБО СЛОВО БОЖИЕ ЖИВО И ДЕЙСТВЕННО И ОСТРЕЕ ВСЯКОГО МЕЧА ОБОЮДООСТРОГО: ОНО ПРОНИКАЕТ ДО РАЗДЕЛЕНИЯ ДУШИ И ДУХА, составов и мозгов, и судит помышения и намерения сердечные” (Евр. 4,12).

Рядовые чтения: Рим. 3, 28-4, 3, Мф. 7, 24-8, 4. Седьмой день отпуска. Днем были в гостях. Вечером присутствовали мы с Лизой и Анатолием за всенощным бдением во храме.

11 июля 1969 года. Пятница.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. Глава 20, ст. 1-31.

“Сие же написано, дабы вы уверовали,

что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели

жизнь во имя Его”.

(Ст. 31.)

Безгранично любящая Христа Мария Магдалина удостоилась видеть воскресшего Господа прежде всех апостолов (ст. 1, ср. Мр. 16, 9). В Православной Церкви она называется РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ. Память ее празднуется 22 июля по старому стилю (по н. с. - 4 августа).

Счастливы были святые апостолы и многие ученики, непосредственно лицезревшие Христа (ст. 19-28), но все, уверовавшие впоследствии по их свидетельству, еще более счастливы - “...блаженны не видевшие и уверовавшие” (ст. 29), говорит Сам Христос. Апостол Фома удостоверился в светлой истине воскресения через личное прикосновение к ранам Христовым, и Господь исцелил его сердце, пораженное сомнением, оживил угасавшую в нем веру, но подобное чувственное осязание, конечно, не доступно миллионам желающих людей. Духовное же прикосновение к ранам Спасителя возможно для всех ищущих реального общения с Ним в церковной обстановке, где верующие обязаны оставлять за дверью всякое житейское попечение и сосредоточивать свое внимание только на Христе и Его учении.

“вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно” (1 Тим. 4, 16).

Рядовые чтения: 1 Кор. 4, 5-8, Мф. 13, 44-54. Двадцать седьмой день отпуска мы провели в беле Коломенском около самого любимого мной архитектурного памятника - храма Вознесения (1532 год).

30 сентября 1969 года. Вторник.

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА

Глава 15, ст. 1-58.

“Как в Адаме все умирают,

так во Христе все оживут”.

(Ст. 22.)

Светозарная и неопровержимая истина победоносного Воскресения Христова утверждается на основании неподкупных свидетельств очевидцев (ст. 1-11).

Воскресший Спаситель вселяет в нас уверенность и надежду на всеобщее воскресение. Он для всех открыл двери Райские и даровал Своим верным последователям силы и средства для достижения блаженства вечного (ст. 12-34).

Назидательно и убедительно разъяснение апостольское о воскресении мертвых, построенное на фактах и примерах из жизни природы (ст. 35-49). И, наконец, всем дается торжественное удостоверение о будущем облачении достойных детей Божиих в НЕТЛЕНИЕ И БЕССМЕРТИЕ ПРИ ПОСЛЕДНЕЙ ТРУБЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ, которое прозвучит в конце времен мощным сигналом ко всеобщему пробуждению спящего смертным сном и беспечно дремлющего человечества (ст. 50-58).

Ср.: Мф. 24, 31. Ин. 5, 28-29 и 1 Ефес. 4, 16-17.

“От власти ада я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?” (Осип 13, 14).

Рядовые чтения: Ефес. 5, 20-26, Лк. 3, 23-4, 1. За Литургией я произнес поучение о трех добродетелях - вере, надежде и любви. Собор был переполнен молящимися. Сегодня у моего двоюродного племянника Валерия Евгеньевича скончалась бабушка Мария Осиповна в возрасте 78 лет.

Миссионерская газета

Мурманской и Мончегорской епархии, номер 4, год 2003, апрель

Сайт управляется системой uCoz